Дата: 27.08.08
1.1. Обязательства. Договоры
Размещена новая аналитика "Судебная практика по основаниям недействительности сделок", в которой рассматриваются примеры судебной практики по отдельным основаниям недействительности сделок.
1.2. Кадры и оплата труда
В аналитику «Пособие по беременности и родам после увольнения» добавлена информация об индексации с 01.07.2008 размера пособия по беременности и родам, выплачиваемого женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций и прекращением деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (Федеральный закон от 22.07.2008 № 122-ФЗ).
В справке «Назначение единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях на ранних сроках беременности» размещена информация о порядке индексации размера пособия с 01.07.2008 (Федеральный закон от 22.07.2008 № 122-ФЗ).
В справке «Назначение единовременного пособия при рождении ребенка» размещена информация о порядке индексации размера пособия с 01.07.2008 (Федеральный закон от 22.07.2008 № 122-ФЗ).
В справке «Назначение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет» размещена информация о порядке индексации размера пособия с 01.07.2008 (Федеральный закон от 22.07.2008 № 122-ФЗ).
Размещена новая аналитика "Право приемных родителей на пособие по уходу за приемным ребенком", в которой рассматривается вопрос о том, имеют ли приемные родители право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет.
Размещена новая справка "Организации, которые не могут привлекать иностранную рабочую силу", в которой рассмотрены установленные законодательством РФ ограничения и запреты на прием на работу иностранных граждан, а также разъяснения уполномоченных органов по их применению.
Размещена новая справка "Понятие и виды квот для иностранных граждан", в которой рассмотрен вопрос о том, что такое квота, какие виды квот и для чего установлены в отношении иностранных граждан в РФ.
Размещена новая справка "Виды виз для иностранных граждан", в которой рассмотрен вопрос о наиболее востребованных визах и особенностях их получения.
В связи с принятием и вступлением в силу Федерального закона от 22.07.2008 № 157-ФЗ, внесшего изменения в Трудовой кодекс РФ, изменения коснулись следующих материалов:
* "Перевод работника на другую работу в соответствии с медицинским заключением": при переводе работника, нуждающегося в соответствии с медицинским заключением в предоставлении другой работы, на другую нижеоплачиваемую работу у данного работодателя за ним сохраняется средний заработок по прежней работе (ранее было - его прежний средний заработок, ст. 182 ТК РФ);
* "Стаж, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск": в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, включается время предоставляемых по просьбе работника отпусков без сохранения заработной платы, не превышающее 14 календарных дней в течение рабочего года (ч.1 ст. 121 ТК РФ); при этом, из ч.2 ст. 121 ТК РФ исключено положение, согласно которому в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, не включается время предоставляемых по просьбе работника отпусков без сохранения заработной платы, если их общая продолжительность превышает 14 календарных дней в течение рабочего года;
* "Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда": работодатель обязан обеспечить беспрепятственный допуск должностных лиц не только федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, но и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда (абз. 18 ч.2 ст. 212 ТК РФ);
* "Соответствие производственных объектов и продукции требованиям охраны труда": проекты строительства и реконструкции производственных объектов, машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда; машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда и иметь декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия (ч.1 ст. 215 ТК РФ);
* "Соответствие производственных объектов и продукции требованиям охраны труда": запрещаются техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий без заключений государственной экспертизы условий труда о соответствии проектов технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда (ч.2 ст. 215 ТК РФ);
* "Государственное управление охраной труда": в целях государственного управления охраной труда Правительство Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти (ч.5 ст. 216 ТК РФ):
o обеспечивают разработку нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления охраной труда;
o разрабатывают федеральные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;
o устанавливают порядок организации и проведения обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также порядок организации и проведения обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;
o устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядок подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
o разрабатывают меры экономического стимулирования деятельности работодателей по обеспечению безопасных условий труда;
o обеспечивают взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда;
o координируют научно-исследовательские работы в области охраны труда и обеспечивают распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
o организуют международное сотрудничество в области охраны труда;
o исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
* "Государственное управление охраной труда": в целях государственного управления охраной труда органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда (ч.6 ст. 216 ТК РФ):
o обеспечивают реализацию на территории субъекта Российской Федерации государственной политики в области охраны труда и федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
o разрабатывают и утверждают территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;
o организуют проведение на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;
o осуществляют на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке государственную экспертизу условий труда, организуют проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и проведение подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
o организуют сбор и обработку информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации;
o исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда, не отнесенные к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
* "Федеральная инспекция труда": федеральная инспекция труда наделена полномочием осуществлять надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей (абз.19 ст. 356 ТК РФ).
1.3. Налоги. Сборы. Платежи. Пошлина
Общие вопросы налогообложения
В справку «Определение цены товара, работ, услуг» внесено пояснение Минфина России о том, что статьей 40 НК РФ не предусмотрено определение рыночной цены на основе информации о цене сделки, представленной независимыми оценщиками (письмо Минфина России от 02.07.2008 № 03-02-07/1-243).
В справку «Определить источники информации, используемые налоговым органом» внесены:
* информация о подтверждении мнения ВАС РФ о том, как определяется рыночная цена в соответствии со ст. 40 НК РФ (Определение ВАС РФ от 14.07.2008 № 8931/08);
* согласие Минфина России с тем, что определение для целей налогообложения рыночных цен товаров на основе средних цен, рассчитанных из цен, сложившихся на рынке идентичных (однородных) товаров, не предусмотрено ст. 40 НК РФ (письмо Минфина России от 01.04.2008 № 03-02-07/1-136);
* мнение Минфина России о том, что при определении рыночных цен может быть использована информация о ценах, опубликованная в официальных изданиях, в частности, органов, уполномоченных в области статистики, ценообразования (письмо Минфина России от 01.08.2008 N 03-02-07/1-333).
В справку «Исчисление и уплата налога налогоплательщиками, имеющими обособленные подразделения» добавлено разъяснение Минфина России о том, что при создании обособленных подразделений в течение налогового периода во избежание принятия налоговым органом по месту нахождения вновь созданного обособленного подразделения предусмотренных НК РФ мер к налогоплательщикам, не представившим налоговую декларацию, целесообразно уведомить указанный налоговый орган о применяемом порядке уплаты налога через ответственное обособленное подразделение (письмо Минфина России от 10.07.2008 № 03-03-06/2/74).
В справку «Налоговая декларация» добавлена информация Минфина России о том, что п. 3 ст. 80 НК РФ и Приказом ФНС России от 29.03.2007 № ММ-3-25/174@ не предусмотрено освобождение организаций и индивидуальных предпринимателей, не имеющих наемных работников, от представления в налоговый орган в установленный срок сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год (письмо Минфина России от 15.07.2008 № 03-02-07/1-285).
Налоговый контроль
В справку «Истребование документов» внесено разъяснение Минфина России о том, что законодательством о налогах и сборах в случае приостановления выездной проверки не предусмотрено приостановление течения установленного ст. 93 НК РФ срока для исполнения налогоплательщиком требования налогового органа о представлении документов, полученного до приостановления выездной налоговой проверки (письмо Минфина России от 03.07.2008 № 03-02-07/1-246).
В справку «Проверить, каким образом оформлены результаты проверки» внесено замечание Минфина России о том, что специальных сроков для вручения налогоплательщику копии решения налоговых органов по результатам камеральной проверки налоговой декларации НК РФ не устанавливает (письмо Минфина России от 23.07.2008 № 03-02-07/1-309).
В справку «Порядок постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения организации» внесены пояснения Минфина России о том, что если организация не создает оборудованные рабочие места для своих сотрудников или продолжительность работ в одном населенном пункте длится не более одного месяца, то деятельность организации в таких условиях не ведет к созданию обособленных подразделений (письмо Минфина России от 10.07.2008 № 03-02-07/1-271).
Налоговая ответственность
В закладку «Арбитраж» внесены:
* разъяснение суда, касающееся ситуации, когда налоговая инспекция обязала общество представить ряд документов. Суд, принимая сторону налогоплательщика, указал, что количество истребуемых документов свидетельствует о нереальности подготовки и доставки их копий в установленный срок, и более того, нет возможности установить фактическое количество затребованных документов. В этом случае привлечение налогоплательщика к ответственности за непредоставление документов необоснованно (Определение ВАС РФ от 25.04.2008 № 5565/08 по делу № А76-1221/2007-41-165);
* разъяснение суда по вопросу о том, что книга покупок и книга продаж не относятся к первичным документам, вследствие чего начисление штрафа за непредставление книг продаж и книг покупок признано недействительным (Определение ВАС РФ от 30.05.2008 № 7057/08)
Налог на прибыль
Размещена новая аналитика «Правомерность учета представительских расходов при отсутствии сметы», в которой рассматривается возможность признания в налоговом учете представительских расходов без составления сметы.
В справку «Внереализационные доходы» добавлены:
* пояснение Минфина России о том, что так как гл. 25 НК РФ не установлен порядок определения дохода в виде экономической выгоды и ее оценки, экономическая выгода от экономии на процентах при получении займа по договору, условиями которого процентная ставка установлена ниже ставки рефинансирования Банка России, не учитывается в составе внереализационных доходов в целях налогообложения прибыли (письмо Минфина России от 17.07.2008 № 03-03-06/1/415);
* разъяснение Минфина России о том, что налогоплательщик, получающий по договору в безвозмездное пользование имущество, включает в состав внереализационных доходов доход в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом, определяемый исходя из рыночных цен на аренду идентичного имущества (письмо Минфина России от 24.07.2008 № 03-03-06/2/91).
В справку «Материальные расходы» внесена информация об утверждении норм естественной убыли при производстве и обороте (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приказ Минсельхоза России от 26.06.2008 № 273).
В справку «Проверка документальной подтвержденности расхода» внесены:
* разъяснения Минфина России о том, что самостоятельно утвержденные организацией формы первичных учетных документов, типовые формы которых не предусмотрены в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, могут служить документальным подтверждением расходов, связанных с разъездным характером деятельности (письмо Минфина России от 05.06.2008 № 03-03-06/1/346);
* мнение Минфина России о том, что хранение первичных документов, документов бухгалтерского и налогового учета может осуществляться в электронном виде, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом их хранение на машинных носителях информации следует осуществлять в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" с применением электронной цифровой подписи, равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе информации (письмо Минфина России от 24.07.2008 № 03-02-07/1-314).
В справку «Расходы на оплату труда» внесены:
* пояснение Минфина России о том, что в составе расходов на оплату труда, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, учитывается сумма начисленного работнику среднего заработка за период его нахождения в командировке (письмо Минфина России от 30.05.2008 № 03-03-06/1/342);
* мнение Минфина России о том, ежемесячные выплаты бывшим работникам, предусмотренные дополнительными соглашениями, заключенными к трудовым договорам, не могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли (письмо Минфина России от 16.07.2008 № 03-04-06-02/79).
В справку «Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией» внесены:
* пояснения Минфина России о том, что при условии документального подтверждения затраты по найму жилого помещения при направлении работников в служебные командировки могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в полном объеме (письмо Минфина России от 30.05.2008 № 03-03-06/1/340);
* измененная позиция Минфина России, о том, что расходы по проведению сертификации системы менеджмента качества в порядке, установленном Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании", отвечающие требованиям ст. 252 НК РФ, могут быть включены в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли (письмо Минфина России от 07.07.2008 № 03-03-06/1/308);
* разъяснения Минфина России о том, что, если часть арендуемого земельного участка планируется использовать под строительство нового здания, то для целей налогового учета расходы по арендной плате за земельный участок в части, используемой под строительство, формируют первоначальную стоимость основного средства пропорционально доли занимаемой площади участка (письмо Минфина России от 04.07.2008 № 03-03-06/1/384);
* замечание Минфина России о том, что расходы по не заключенному в установленном порядке договору аренды не могут быть учтены в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль. Финансисты подчеркивают, что до даты оформления арендодателем права собственности на подлежащий сдаче в аренду объект недвижимости арендные отношения между сторонами возникнуть не могут в силу противоречия этих отношений нормам гражданского законодательства Российской Федерации (письмо Минфина России от 09.07.2008 № 03-03-06/1/399);
* мнение УФНС России по г. Москве о том, что соблюдение организацией порядка проведения экспертизы продукции, сроки годности которой истекли, является основанием для признания расходов, обусловленных изъятием из оборота парфюмерной и косметической продукции и товаров бытовой химии с истекшим сроком годности, в качестве расходов, связанных с деятельностью, направленной на получение дохода (письмо УФНС РФ по г. Москве от 18.04.2008 № 20-12/037680). Минфин же занимает противоположную точку зрения по данному вопросу (письмо Минфина России от 27.06.2008 № 03-03-06/1/373);
* разъяснение Минфина России о том, что расходы в виде стоимости приобретенных с целью дальнейшей реализации медицинских препаратов, подлежащих уничтожению в связи с истечением срока годности, а также расходы, связанные с уничтожением такой продукции, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли (письмо Минфина России от 08.07.2008 № 03-03-06/1/397).
В справку «Порядок расчета сумм амортизации» внесено подтверждение мнения Минфина России относительно применения повышающего коэффициента при трехсменном режиме работы (письмо Минфина России от 30.05.2008 № 03-03-06/1/341).
В справку «Налоговый учет амортизируемого имущества» добавлено пояснение Минфина России о том, что положения гл. 25 НК РФ предусматривают налоговый учет доходов и расходов, связанных с частичной ликвидацией амортизируемых основных средств (письмо Минфина России от 16.07.2008 № 03-03-06/2/79).
В справку «Платежи работодателей по договорам обязательного или добровольного страхования» внесено разъяснение Минфина России о том, что взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 3 процентов от суммы расходов на оплату труда всех работников организации, а не только застрахованных (письмо Минфина России от 04.06.2008 № 03-03-06/2/65).
В справку «Расходы в виде процентов по долговым обязательствам» внесено пояснение Минфина России о том, что если по кредитному договору заемщиком является комиссионер и на момент заключения кредитного договора отсутствуют договоренности с комитентами, расходы в виде процентов за кредит в целях налогообложения прибыли учитывает комиссионер в соответствии с условиями ст. 269 НК РФ (письмо Минфина России от 16.07.2008 № 03-03-06/1/409).
В справку «Прямые расходы» добавлено разъяснение Минфина России для организаций, оказывающих аудиторские и консалтинговые услуги: они могут списывать прямые расходы полностью при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль (письмо Минфина России от 11.06.2008 № 03-03-06/1/560).
В справку «Внереализационные расходы» внесено разъяснение Минфина России о скидках (письмо Минфина России от 24.06.2008 № 03-03-06/1/365);
В справку «Списание безнадежных долгов» внесено мнение Минфина России о том, что исключение организации из Единого государственного реестра юридических лиц не является основанием для отнесения задолженности такой организации к безнадежным долгам (долгам, нереальным к взысканию), предусмотренным ст. 266 НК РФ (письмо Минфина России от 07.07.2008 № 03-03-06/1/309).
В справку «Определение налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях» добавлено пояснение Минфина России о том, что если сумма налога, подлежащего удержанию из доходов получателя дивидендов - российской организации и физического лица - резидента Российской Федерации (значение Н) составляет отрицательную величину, обязанность по уплате налога не возникает и возмещение из бюджета не производится (письмо Минфина России от 26.06.2008 № 03-03-06/1/371).
В аналитику «Учет затрат на приобретение компьютера» внесено пояснение ВАС РФ о том, что компьютер, как совокупность монитора, системного блока, клавиатуры и других частей, которые не могут выполнять свои функции отдельно друг от друга, подлежит постановке на бухгалтерский учет как инвентарный объект - обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов только в том случае, если срок полезного использования всех входящих в него частей является равным (Определение ВАС РФ от 16.05.2008 № 6047/08 по делу № А12-8947/07-С42).
В аналитику «Можно ли учесть в расходах безнадежную задолженность, если организацией-кредитором не предпринимались какие-либо действия по ее взысканию?» внесено указание ВАС РФ о том, что ни налоговым, ни бухгалтерским законодательством возможность списания долга как нереального для взыскания не поставлена в зависимость от того, были или не были предприняты кредитором необходимые меры для его взыскания (Определение ВАС РФ от 06.05.2008 № 4786/08 по делу № А42-6972/2006).
В аналитику «Включаются ли в расходы по налогу на прибыль арендные платежи по имуществу, право собственности на которое не зарегистрировано за арендодателем» добавлено подтверждение позиции Минфина о том, что до даты оформления арендодателем права собственности на подлежащий сдаче в аренду объект недвижимости арендные отношения между сторонами возникнуть не могут в силу противоречия этих отношений нормам гражданского законодательства Российской Федерации (письмо Минфина России от 09.07.2008 № 03-03-06/1/399).
В закладку «Арбитраж» (по соответствующим разделам) внесены также последние судебные решения, которые касаются принятия отдельных видов расходов для целей налогообложения:
* указание ВАС РФ о том, что гл. 25 НК РФ не содержит императивной нормы, которая бы устанавливала, что не могут быть приняты к учету первичные документы, имеющие пороки в оформлении, как, например, указано в ст. 169 НК РФ относительно счетов-фактур (Определение ВАС РФ от 27.03.2008 № 3880/08);
* разъяснение ВАС РФ о том, что командировочные удостоверения (форма Т-10) не подтверждают фактическое пребывание работника в командировке и не могут служить оправдательным документом для включения указанных расходов для целей налогообложения прибыли, если из представленных документов не следует, что подотчетные лица находились на тех предприятиях, куда были командированы в соответствии со служебными заданиями (Определение ВАС РФ от 14.05.2008 № 5945/08 по делу № А65-1734/2007-СА2-11);
* разъяснение ВАС РФ о том, что представительские расходы не подтверждены, если в отчетах не указана страна, делегация из которой принимает участие в переговорах, должности лиц, участвующих в переговорах, их принадлежность к какому-либо юридическому лицу, не указаны действующие договоры, подлежащие выполнению, или подлежащие заключению договоры (Определение ВАС РФ от 14.05.2008 № 5945/08 по делу № А65-1734/2007-СА2-11);
* разъяснение ВАС РФ о том, что если в актах приемки работ по переводу документов на русский язык отсутствуют указания на количество переводов, листов, стоимость единицы услуг, то соответствующие затраты не считаются подтвержденными (Определение ВАС РФ от 14.05.2008 № 5945/08 по делу № А65-1734/2007-СА2-11);
НДС
В справку «Место реализации работ (услуг)» добавлено разъяснение Минфина России о том, что местом реализации услуг по предоставлению рыбопромысловых судов с экипажем во временное пользование для лова рыбы в исключительной экономической зоне РФ, оказываемых российскими организациями, в том числе по договорам с другими российскими организациями, территория Российской Федерации не признается, указанные услуги объектом налогообложения НДС не являются (письмо Минфина России от 17.07.2008 № 03-07-08/17-6).
В справку «Применение счетов-фактур» внесено разъяснение Минфина России о том, что при оказании услуг в течение длительного срока выставить счет-фактуру можно в течение 5 дней считая со дня окончания квартала (письмо Минфина России от 25.06.2008 № 07-05-06/142).
В справку «Требования к форме счета-фактуры» внесено пояснение Минфина России о том, что при реализации товаров, изготовленных из деталей, страной происхождения которых Российская Федерация не является, в счете-фактуре при заполнении граф 10 "Страна происхождения" и 11 "Номер таможенной декларации" следует проставить прочерки (письмо Минфина России от 25.06.2008 № 03-07-11/236).
В справку «Проверить правильность оформления счета-фактуры» добавлено разъяснение Президиума ВАС о том, при исправлении счетов-фактур вычет можно применять в периоде, когда возникло на него право. Последующее исправление счетов-фактур не влияет на правомерность отражения налогоплательщиком налоговых вычетов в том налоговом периоде, в котором выполнены установленные законом условия (Постановление Президиума ВАС РФ от 03.06.2008 № 615/08).
В справку «Принятие к вычету сумм НДС, уплаченных при приобретении товаров (работ, услуг) либо ввозе товаров» добавлено мнение УФНС России по г. Москве о том, что относить операции по поставке (отпуску) электроэнергии абонентом в случае компенсации расходов по коммунальным услугам субабонентами к операциям по реализации товаров для целей НДС оснований не имеется (письмо УФНС РФ по г. Москве от 21.05.2008 № 19-11/48675).
В справку «Порядок применения налоговых вычетов» внесено разъяснение УФНС России по г. Москве о том, что вычет НДС предоставляется только в том налоговом периоде, в котором осуществлялись облагаемые НДС операции (письмо УФНС России по г. Москве от 21.03.2008 № 19-11/027111). Однако ВАС РФ в своем Определении от 03.06.2008 № 6492/08 особо подчеркнул, что право налогоплательщика на применение вычета НДС не обусловлено наличием у него в соответствующем налоговом периоде операций по реализации. В справку «Определить период, в котором НДС подлежит принятию к вычету» добавлена ссылка на решение арбитражного суда о том, что при последующем исправлении счетов-фактур вычет можно применять в периоде, когда возникло на него право (Постановление Президиума ВАС РФ от 03.06.2008 № 615/08). Такая позиция неоднократно оспаривалось налоговыми органами.
В справку «Принятие к вычету сумм НДС при строительных и монтажных работах» внесено разъяснение Минфина России о том, что при реализации инвестиционного проекта заказчик-застройщик должен представлять организации, осуществляющей инвестирование в строительство основных средств, копии соответствующих первичных документов, поскольку наличие указанных документов у инвестора является одним из условий для вычета НДС (письмо Минфина России от 23.06.2008 № 03-07-09/17).
В справку «Восстановление НДС» добавлено замечание Минфина о том, что при переходе на ЕНВД суммы НДС, ранее принятые к вычету, подлежат восстановлению организацией в налоговом периоде, предшествующем налоговому периоду, в котором организация начала осуществлять деятельность, облагаемую данным налогом (письмо Минфина России от 08.07.2008 № 03-11-04/3/319).
В справку «Определение суммы НДС, подлежащей вычету при осуществлении организацией операций как облагаемых НДС, так и необлагаемых НДС» добавлено разъяснение ФНС России о том, что с 1 января 2008 года определение пропорции для расчета сумм НДС следует производить по данным текущего налогового периода (Письмо ФНС России от 24.06.2008 № ШС-6-3/450@).
В справку «Налогообложение по ставке 0 процентов» добавлено разъяснение Минфина России о том, что операции по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки, облагаются НДС по ставке 0% (при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ), а услуги агента по поиску покупателей-нерезидентов на переработанную продукцию - по 18-процентной ставке (письмо Минфина России от 23.07.2008 № 03-07-08/185).
В справку «Порядок возмещения НДС при налогообложении по ставке 0 процентов» внесено пояснение Минфина России о том, что с 1 января 2008 г. суммы НДС, подлежащие вычету по товарам (работам, услугам), приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), облагаемых налогом по нулевой ставке, следует определять по данным за квартал (письмо Минфина России от 22.07.2008 № 03-07-08/183).
В справку «Порядок подтверждения обоснованности применения нулевой ставки при экспорте товаров» добавлено разъяснение Минфина России о том, что в случаях перемещения товаров морским транспортом для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС в налоговые органы представляются копии коносамента, морской накладной или любого иного документа, подтверждающего факт приема товара к перевозке. При этом, указывают чиновники, проставление на указанных документах отметки пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ, законодательством не предусмотрено (письмо Минфина России от 15.07.2008 № 03-07-08/172).
В аналитику «В каком периоде налогоплательщик вправе принять к вычету НДС, если счет-фактура изначально был оформлен ненадлежащим образом, но исправлен в следующем налоговом периоде?» добавлено разъяснение Президиума ВАС (подтверждающее ряд ранее опубликованных судебных решений) о том, при исправлении счетов-фактур вычет можно применять в периоде, когда возникло на него право. Последующее исправление счетов-фактур не влияет на правомерность отражения налогоплательщиком налоговых вычетов в том налоговом периоде, в котором выполнены установленные законом условия (Постановление Президиума ВАС РФ от 03.06.2008 № 615/08).
То же разъяснение добавлено в аналитику «Налоговые вычеты при неправильно оформленном счете-фактуре».
В связи с тем, что в последнее время сложилась вполне определенная арбитражная практика по вопросу о порядке ведения раздельного учета «входного» НДС по операциям реализации, облагаемым по нулевой ставке (как правило, экспорт), и по операциям реализации, облагаемым по иным ставкам, добавлена новая аналитика «Ведение раздельного учета «входного» НДС, связанного с применением нулевой ставки», где обобщаются типичные подходы к решению возникающих проблем.
В закладку «Арбитраж» внесены:
* разъяснение ВАС РФ о том, что факт реализации товара на экспорт по цене ниже цены приобретения товара у российского поставщика, сам по себе не может рассматриваться в качестве объективного признака необоснованности налоговой выгоды, и не может служить основанием для отказа в возмещении НДС (Определение ВАС РФ от 10.07.2008 № 8611/08);
* разъяснение ВАС РФ о том, что суммы НДС, уплаченные поставщику по налоговой ставке 18% в составе цены за выполненные работы (оказанные услуги) по подаче, уборке вагонов и формированию железнодорожных составов для последующего использования при вывозе экспортного товара за пределы таможенной территории РФ, правомерно заявлены к возмещению из бюджета (Определение ВАС РФ от 10.07.2008 № 8799/08);
* разъяснение ВАС РФ о том, что довод инспекции о невозможности отследить всю цепочку движения товара и его приобретения субпоставщиками не влечет лишение его права на возмещение НДС (Определение ВАС РФ от 10.07.2008 № 8251/08).
УСН
В справку "Уплата единого налога" добавлены разъяснения Минфина России, согласно которым при расчете сумм налога, уплачиваемого в связи с применением УСН за 2007 год, можно учесть взносы на обязательное страхование, уплаченные в 2007 г., а при расчете суммы налога за I квартал 2008 года - страховые взносы, уплаченные за декабрь 2007 г. (письмо Минфина России от 07.07.2008 № 03-11-04/2/97).
Справка "Доходы организации" дополнена:
* указаниями Минфина России о том, что при получении имущества в безвозмездное пользование, в состав доходов необходимо включить доход в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом, определяемый исходя из рыночных цен на аренду идентичного имущества, без учета НДС (письмо Минфина России от 01.07.2008 № 03-11-04/2/93);
* разъяснениями чиновников, о том, что если в договорах долевого участия на строительство жилого дома не предусмотрен возврат дольщикам неиспользованных средств из-за снижения фактической стоимости строительства по сравнению с его договорной стоимостью, экономию затрат на строительство квартир следует учитывать в составе доходов (письмо Минфина России от 18.06.2008 № 03-11-04/2/92).
В справку "Расходы на приобретение основных средств" внесено мнение Минфина России, согласно которому расходы на приобретение основных средств, переданных в финансовую аренду без права выкупа, могут быть учтены в порядке, установленном п.3 ст.346.16 НК РФ, при условии, что указанные основные средства учитываются на балансе лизингодателя (письмо Минфина России от 10.07.2008 № 03-11-04/2/100).
ЕНВД
В справку "Порядок исчисления налога" добавлены разъяснения чиновников о том, что суммы страховых взносов на ОПС, уплаченных при выплате вознаграждений лицам, работающим по договорам подряда, занятым в облагаемых ЕНВД сферах деятельности, уменьшают сумму единого налога, исчисленного за налоговый период (письмо Минфина России от 10.06.2008 № 03-11-04/3/264).
Справка "Виды предпринимательской деятельности, которая может облагаться единым налогом" пополнилась:
* разъяснениями Минфина России, согласно которым услуги юридическим лицам, осуществляющим торговлю транспортными средствами, по хранению транспортных средств, предназначенных для продажи, то есть являющихся товаром, на уплату ЕНВД не переводятся, а подлежат налогообложению в рамках иных налоговых режимов (письмо Минфина России от 07.07.2008 № 03-11-04/3/314);
* разъяснениями чиновников, в соответствии с которыми налогоплательщики, осуществляющие передачу во временное пользование земельных участков физическим лицам для осуществления розничной торговли выращенными на садовых участках рассадой, саженцами и т.п., могут быть переведены на уплату ЕНВД (письмо Минфина России от 01.07.2008 № 03-11-04/3/306);
* указаниями чиновников на то, что предпринимательская деятельность организации - собственника выставочного зала по передаче в аренду данного зала другому юридическому лицу для организации ярмарки на уплату ЕНВД переводиться не должна. В данном случае налогоплательщиком указанного налога будет признаваться организация, осуществляющая непосредственную передачу в аренду торговых мест на ярмарке (письмо Минфина России от 30.06.2008 № 03-11-04/3/302);
* мнением Минфина России, согласно которому предпринимательская деятельность, связанная с оказанием услуг по эвакуации автотранспорта автоэвакуаторами, может быть переведена на уплату ЕНВД, поскольку согласно ОКУН услуги по транспортированию неисправных автотранспортных средств к месту их ремонта или стоянки относятся к услугам по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования (письмо Минфина России от 08.07.2008 № 03-11-04/3/318);
* точкой зрения чиновников, указывающих, что предпринимательская деятельность организации, связанная с оказанием услуг по установке дополнительного оборудования на автомобили, может быть переведена на уплату ЕНВД (письмо Минфина России от 08.07.2008 № 03-11-04/3/319).
В справку "Налоговая база" добавлены:
* следующие разъяснения Минфина России: если согласно инвентаризационным документам организацией для оказания услуг общественного питания используется помещение, части которого (например, зал обслуживания посетителей, бар, балкон) конструктивно друг от друга не обособлены и расположены в одном объекте недвижимости, то для целей применения системы налогообложения в виде ЕНВД следует учитывать общую площадь помещения. При этом площади залов обслуживания посетителей, принадлежащих различным объектам общественного питания, не суммируются (письмо Минфина России от 27.06.2008 № 03-11-04/3/300);
* мнение чиновников, которые считают, что гл. 26.3 НК РФ не предусматривает распределения площади торгового зала (зала обслуживания посетителей) в случае осуществления на одной и той же площади нескольких видов предпринимательской деятельности. Поэтому при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере услуг общественного питания и розничной торговли на одной площади зала, исчисление ЕНВД по оказанию услуг общественного питания производится исходя из общей площади зала обслуживания посетителей, а по розничной торговле - исходя из общей площади торгового зала (письмо Минфина России от 03.07.2008 № 03-11-04/3/311).
В справке "Распространение (размещение) наружной рекламы" указано, что налогоплательщиками ЕНВД признаются организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся непосредственно распространением и размещением рекламы для заказчика, в том числе с использованием средств наружной рекламы, полученных во временное владение или пользование (письмо Минфина России от 01.07.2008 № 03-11-04/3/305).
В справку "Розничная торговля" добавлены разъяснения Минфина России о том, что торговлю, осуществляемую в офисе с условием последующего получения товара покупателями на складе, следует относить к такому виду торговли, как торговля товарами по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети. Следовательно, предпринимательская деятельность организации по реализации за наличный расчет кирпича физическим лицам с последующим получением указанного товара покупателями с арендуемого организацией склада и со склада завода-изготовителя не подлежит налогообложению ЕНВД и должна облагаться в общеустановленном порядке или в соответствии с УСН (письмо Минфина России от 08.07.2008 № 03-11-04/3/317).
Справка "Оказание бытовых услуг" пополнилась:
* разъяснениями финансового ведомства, согласно которым предпринимательская деятельность, связанная с изготовлением по заказам населения железобетонных изделий, например стеновых блоков, элементов сборных заборов, элементов дизайна, цветочниц, вазонов и других изделий, относится к бытовым услугам и, соответственно, подпадает под действие системы налогообложения в виде ЕНВД (письмо Минфина России от 23.06.2008 № 03-11-04/3/290);
* мнением чиновников, которые считают, что операции, осуществляемые в интерактивном режиме с использованием медиатерминала РНВ-2РСР: обработка и печать фотоизображений с цифровых носителей информации; передача мелодий, игр, книг на мобильные телефоны и МРЗ-плееры; прием платежей за услуги мобильной связи, цифрового телевидения, Интернета и другие услуги, оказываемые населению, могут быть отнесены к группировке ОКУН 034000 "Услуги электронной связи", т.е. к услугам связи, а не бытовым услугам. Предпринимательская деятельность в сфере оказания услуг связи не подлежит переводу на уплату ЕНВД (письмо Минфина России от 16.06.2008 № 03-11-04/3/282).
ЕСН
Справка "Налоговая база для организации" дополнена:
* указаниями Минфина России на то, что по договорам об отчуждении исключительного права на произведение, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения (издательским лицензионным договорам) налоговую базу по ЕСН следует определять с учетом расходов, предусмотренных в ст. 221 НК РФ, а с сумм вознаграждений по таким договорам не нужно уплачивать ЕСН в части, подлежащей зачислению в ФСС РФ (письмо Минфина России от 03.07.2008 № 03-04-07-02/13);
* точкой зрения чиновников, согласно которой премии, выплачиваемые работникам организации из фонда материального поощрения, сформированного за счет средств целевого назначения, полученных от акционера - юридического лица, владеющего 50% акций, не подлежат налогообложению ЕСН на основании п. 3 ст. 236 НК РФ (письмо Минфина России от 14.07.2008 № 03-04-06-02/769).
В справку "Объект налогообложения для организаций, осуществляющих выплаты физическим лицам по трудовым договорам" добавлены:
* разъяснения финансового ведомства о том, что суммы взносов в негосударственный пенсионный фонд, перечисляемые непосредственно на солидарный счет фонда и не распределяемые по именным персональным счетам, в составе расходов организации для целей налогообложения прибыли не учитываются и объектом обложения ЕСН не являются (письмо Минфина России от 04.07.2008 № 03-04-06-02/70);
* мнение чиновников, поясняющих, что ежемесячные выплаты бывшему сотруднику организации, не состоящему с ней в трудовых отношениях на момент их начисления, не являются объектом обложения ЕСН (письмо Минфина России от 16.07.2008 № 03-04-06-02/79).
В справку "Объект налогообложения для организаций, осуществляющих выплаты физическим лицам по гражданско-правовым договорам" добавлены следующие указания Минфина России: в случае, если между организацией и физлицом заключен договор аренды автотранспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации, арендная плата в части вознаграждения, выплачиваемого в пользу физического лица за оказание услуг по управлению и технической эксплуатации автотранспортного средства, является объектом налогообложения ЕСН (письмо Минфина России от 14.07.2008 № 03-04-06-02/73).
Финансовое ведомство России обращает внимание налогоплательщиков на то, что к расходам индивидуального предпринимателя в целях исчисления налоговой базы по ЕСН не могут быть отнесены суммы профессионального налогового вычета, предоставляемого индивидуальным предпринимателям в соответствии с п. 1 ст. 221 НК РФ при исчислении НДФЛ в размере 20 процентов от общей суммы доходов, в случае отсутствия документально подтвержденных расходов (письмо Минфина России от 14.07.2008 № 03-04-05-02/10). Данная точка зрения отражена в справках:
* Порядок исчисления налога индивидуальными предпринимателями (общий порядок);
* Порядок исчисления налога индивидуальными предпринимателями, начавшими осуществление деятельности после начала налогового периода.
Справка "Раздел 2.1 "Распределение налоговой базы (строка 0100) и численности физических лиц по интервалам шкалы регрессии" декларации" дополнена разъяснениями налоговых органов о применении шкалы регрессии при внутреннем совместительстве работника организации. Контролеры считают, что расчет ЕСН по регрессивным ставкам возможен в случае, если сумма налоговой базы по основному месту работы и по внутреннему совместительству нарастающим итогом с начала года превысила 280 000 руб. по конкретному физическому лицу. При этом регрессивные ставки применяются головной организацией и филиалом независимо от величины налоговой базы, сформировавшейся в этих подразделениях по данному физическому лицу, а в налоговой отчетности по ЕСН указывается только та налоговая база и сумма налога, которая начислена физическому лицу конкретным подразделением без учета выплат, которые произведены другими подразделениями или головной организацией (письмо УФНС РФ по г. Москве от 06.05.2008 № 21-11/043589@).
В справку "Суммы страховых платежей (взносов)" добавлено мнение Минфина России, который указывает, что если договор добровольного медицинского страхования, заключенный между страховой организацией и налогоплательщиком (работодателем) - страхователем на срок не менее одного года, соответствует правилам добровольного медицинского страхования, то независимо от того, производятся ли страховые выплаты по вышеуказанному договору непосредственно застрахованному лицу или осуществляются в виде оплаты страховщиком медицинских услуг, оказываемых застрахованному лицу медицинским учреждением, взносы налогоплательщика по данному договору не будут облагаться ЕСН (письмо Минфина России от 17.07.2008 № 03-04-06-01/216).
НДФЛ
Согласно пп. 1 и 8 п. 4 ст. 12 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" к образовательным учреждениям относятся, в том числе, дошкольные учреждения (детский сад) и учреждения дополнительного образования (спортивная секция, развивающие кружки). Поэтому при определении налоговой базы по НДФЛ налогоплательщик-родитель вправе воспользоваться социальным налоговым вычетом сумме, уплаченной им за обучение своего ребенка в указанных образовательных учреждениях. Данные разъяснения финансистов включены в справку "Социальные вычеты на обучение" (письмо Минфина России от 23.06.2008 № 03-04-05-01/214)
В справку "Налоговая декларация" добавлены реквизиты письма Минфина России от 25.06.2008 № 03-04-05-01/219, где чиновники подтверждают, что если налогоплательщик получил денежные средства от продажи имущества двумя платежами в разные налоговые периоды, то ему необходимо представлять две налоговые декларации за те налоговые периоды, в которых были получены доходы. То есть доходы, полученные от реализации доли в уставном капитале в 2007 г., включаются в налоговую декларацию за 2007 г., а доходы, полученные в 2008 г., включаются в налоговую декларацию за 2008 г.
Высший судебный орган России указал, что если оплата обществом сотрудникам, направляемым в командировку, услуг VIP-зала в аэропорту, не предусмотрена локальными нормативными актами, а предусмотрен лишь список должностных лиц общества, имеющих право пользоваться услугами VIP-зала, оплата этой услуги связана не с направлением работников в командировку, а зависит только от должностного положения командируемого работника, то есть не подпадает под действие 168 ТК РФ. При этом суд согласился с налоговым органом, который предложил обществу удержать с работников НДФЛ и перечислить его в бюджет. Данный вывод судей внесен в аналитическую справку "Налогообложение услуг VIP-залов аэропортов" справки "Объект налогообложения" (Определение ВАС РФ от 14.05.2008 № 5945/08 по делу № А65-1734/2007-СА2-11).
Справка "Порядок взыскания и возврата налога" дополнена следующей информацией: сроки возврата налоговым агентом сумм излишне удержанного налога налогоплательщику ст.231 НК РФ не установлены. Поэтому если налоговый агент не исполняет обязанность по возврату излишне удержанных из дохода налогоплательщика сумм НДФЛ, налогоплательщик может обратиться в суд за защитой своего права на получение данных средств (письмо Минфина России от 23.06.2008 № 03-04-05-01/216).
В справку "Статус налогоплательщика" добавлены разъяснения Минфина России о том, что документами, подтверждающими нахождение физического лица за пределами РФ для лечения или обучения, могут являться договоры с медицинскими (образовательными) учреждениями на лечение (обучение), справки, выданные медицинскими (образовательными) учреждениями, свидетельствующие о проведении лечения (прохождении обучения), с указанием времени проведения лечения (обучения), а также копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы (письмо Минфина России от 26.06.2008 № 03-04-06-01/182).
Справка "Порядок исчисления и уплаты налога налоговыми агентами" пополнилась:
* точкой зрения Минфина России, заявившего, что доход в виде вознаграждения, получаемого за использование кредитной карты, подлежит обложению НДФЛ в порядке, установленном гл. 23 НК РФ. При этом обязанность по перечислению в соответствующий бюджет суммы исчисленного и удержанного налога возлагается на банк, являющийся источником выплаты такого дохода и признаваемый налоговым агентом (письмо Минфина России от 28.03.2008 № 03-04-05-01/87);
* мнением налоговиков, согласно которому тот факт, что у организации, выплачивающей физическим лицам доход от продажи (сдачи) принадлежащего им на праве собственности имущества - макулатуры, не возникает обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет сумм налога с указанных доходов, не освобождает ее от ведения учета таких доходов (письмо УФНС РФ по г. Москве от 15.05.2008 № 28-11/046605).
В справку "Исчисление налога налоговыми агентами" добавлены указания Минфина России на то, что исчисление, удержание и перечисление в бюджет НДФЛ с заработной платы (в том числе за первую половину месяца) должно производиться налоговым агентом один раз в месяц при окончательном расчете дохода сотрудника (письма Минфина России от 17.07.2008 № 03-04-06-01/214, от 16.07.2008 № 03-04-06-01/209).
Справка "Имущественный налоговый вычет при продаже имущества" дополнена:
* разъяснениями Минфина России о том, что родитель, являясь законным представителем своего ребенка, представляет от его имени в установленный срок в налоговый орган налоговую декларацию по НДФЛ и может заявить от его имени имущественный налоговый вычет в части дохода от продажи жилья в соответствии с долей ребенка в праве собственности на него (письмо Минфина России от 10.07.2008 № 03-04-05-01/230);
* точкой зрения чиновников, указавших, что расходы налогоплательщика по проведению независимой оценки недвижимого имущества для определения его рыночной стоимости в целях внесения указанного имущества в уставный капитал организации непосредственно не связаны с осуществлением сделки купли-продажи доли в уставном капитале, и при расчете налога с дохода, полученного от реализации доли в уставном капитале организации, не учитываются (письмо Минфина России от 26.06.2008 № 03-04-05-01/223).
В справке "Имущественный налоговый вычет при строительстве или приобретении жилья" указано, что если один из совладельцев имущества уже воспользовался данным имущественным вычетом, то вычет другому совладельцу, имеющему право на его получение, предоставляется в размере половины всех понесенных расходов на приобретение жилого помещения, но не более 1 000 000 руб. (письмо Минфина России от 14.07.2008 № 03-04-05-01/243).
В справку "Налоговая база по процентным доходам от вкладов в банке" добавлено: налоговая база по доходам в виде процентов по вкладам в банке определяется за период между датами фактической выплаты (капитализации) процентов. Если в какой-либо период между датами фактической выплаты (капитализации) процентов процентная ставка по вкладу была повышена, перерасчет налоговой базы за предыдущие такие периоды не производится (письмо Минфина России от 11.07.2008 № 03-04-06-01/193).
Минфин России подчеркнул, что доходы и расходы индивидуального предпринимателя отражаются в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя кассовым методом, то есть после фактического получения дохода и совершения расхода, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Метод начисления, предусмотренный гл.25 НК РФ, для учета доходов и расходов в целях исчисления НДФЛ не применяется. Данные разъяснения чиновников занесены в справку "Определение, с каких сумм следует исчислять налоговую базу" (письмо Минфина России от 14.07.2008 № 03-04-05-01/248).
В справку "Доходы от источников в РФ" добавлены разъяснения финансового ведомства о налогообложении доходов физического лица - арендодателя в случае, если организация - арендатор возмещает ему стоимость текущих коммунальных услуг. Чиновники считают, что стоимость возмещенных расходов на коммунальные услуги, размер которых не зависит от их фактического использования, является доходом налогоплательщика и подлежит налогообложению НДФЛ на общих основаниях с применением ставки 13 процентов. А выплаты в возмещение части расходов, размер которых зависит от их фактического потребления, НДФЛ не облагается (письмо Минфина России от 11.07.2008 № 03-04-06-01/194).
Справка "Налоговая база при страховании физических лиц за счет средств работодателей" дополнена разъяснениями Минфина России о том, что суммы страховых взносов по договорам добровольного личного страхования, включая договоры добровольного медицинского страхования, уплаченные из средств работодателей за своих работников и членов их семьи, а также лиц, не состоящих в трудовых отношениях с организацией, заключившей договор добровольного личного страхования в пользу таких лиц, не подлежат налогообложению НДФЛ (письмо Минфина России от 15.07.2008 № 03-04-06-02/205).
Налог на имущество организаций
Федеральным законом от 30.06.2008 № 108-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в главу 30 НК РФ внесены поправки, согласно которым с 1 января 2009 года имущество, переданное концессионеру и (или) созданное им в соответствии с концессионным соглашением, будет облагаться налогом на имущество у концессионера. Данные изменения отражены в справках:
* Объект налогообложения;
* Налоговая база российской организации и иностранной организации, имеющей постоянное представительство.
Согласно приказу Минфина РФ от 20.02.2008 № 27н начиная с годовой отчетности за 2008 год, организации обязаны представлять декларацию по налогу на имущество по новой форме, утвержденной данным приказом. В связи с этим в новой редакции изложены следующие справки рубрики "Налоговая отчетность по налогу на имущество организаций":
* Составление налоговой декларации по налогу на имущество организаций;
* Титульный лист декларации по налогу на имущество;
* Раздел 1. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данным налогоплательщика;
* Раздел 2. Определение налоговой базы и исчисление суммы налога в отношении подлежащего налогообложению имущества российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства;
* Раздел 3. Определение налоговой базы и исчисление суммы налога за налоговый период по объекту недвижимого имущества иностранной организации, не относящемуся к ее деятельности в Российской Федерации через постоянное представительство.
Земельный налог
Справка "Составление налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу" дополнена сообщением о том, что обязанность по представлению в налоговый орган расчета по авансовому платежам по земельному налогу не распространяется на налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, установленные гл. 26.1 НК РФ "Единый сельскохозяйственный налог" и гл. 26.2 НК РФ "Упрощенная система налогообложения" (Федеральный закон от 22.07.2008 № 155-ФЗ).
В справку "Составление налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу" внесено следующее разъяснение ФНС России: налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу за 2 квартал 2008 года необходимо представлять в налоговые органы по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 19.05.2006 № 66н; в связи с внесенными изменениями в гл. 31 "Земельный налог" НК РФ новая форма налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу и Порядок ее заполнения, направлены ФНС России на утверждение в Минфин России (письмо ФНС России от 24.07.2008 № 3-7-04/178).
Транспортный налог
Справка "Составление расчета по авансовым платежам по транспортному налогу" дополнена сообщением о том, что обязанность по представлению в налоговый орган расчета по авансовому платежам по транспортному налогу не распространяется на налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, установленные гл. 26.1 "Единый сельскохозяйственный налог" и гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ (Федеральный закон от 22.07.2008 № 155-ФЗ).
1.4. Отчетность
Бухгалтерская отчетность
В справку "Отчет о прибылях и убытках (форма №2)" добавлено указание Минфина России о том, что при раскрытии в отчете о прибылях и убытках информации о формировании чистой прибыли (убытка) отчетного периода сумма ЕНВД должна быть отражена по отдельной строке (после показателя текущего налога на прибыль) - письмо Минфина России от 25.06.2008 № 07-05-09/3.
1.5. Проверки и контроль
Проверки трудовой инспекцией
Полностью обновлен и существенно дополнен подраздел "Проверки трудовой инспекцией" Раздела "Проверки и контроль". В частности:
Внесены изменения и дополнения в:
* справку "Проверки трудовой инспекцией";
* рубрику "Федеральная инспекция труда, в которой рассмотрены вопросы полномочий и ответственности инспекторов труда, а также порядок инспектирования организаций;
* справку "Действия организации при проведении проверки трудовой инспекцией".
Подготовлены новые материалы:
* справка "Виды и сроки проведения проверок";
* рубрика "Как подготовиться к проверке трудовой инспекцией" - в справках рубрики содержится подробная информация о документах, которые должны быть у организации в случае проведения проверки трудовой инспекцией. Приведены перечни: обязательных документов; документов, являющихся обязательными при определенных обстоятельствах; а также рекомендательных документов.
* справка "Ответственность по результатам проверки трудовой инспекцией", в которой рассмотрены санкции, применяемые в отношении организаций, индивидуальных предпринимателей и должностных лиц по результатам проверки трудовой инспекцией.